Дорогие друзья, гости и участники нашего проекта!
Мы рады приветствовать вас на уникальном форуме, посвященном ролевым играм по мотивам мюзиклов. У нас вас ждут интересные приключения, интриги, любовь и ненависть, ревность и настоящая дружба, зависть и раскаяние, словом - вся гамма человеческих взаимоотношений и эмоций в декорациях Европы XIV-XX веков. И, конечно же, множество единомышленников, с которыми так приятно обсудить и сами мюзиклы, и истории, положенные в их основы. Все это - под великолепную музыку, в лучших традициях la comédie musicale.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

La Francophonie: un peu de Paradis

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » La Francophonie: un peu de Paradis » Афиша » Музыкальная справка


Музыкальная справка

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Здесь представлены основные моменты, касающиеся исполнения и сочинения музыки, музыкальных жанров и произведений, а также балета.

Информация будет дополняться по мере необходимости.

Музыкальные темпы и характеристики исполнения
Словарь музыканта: вокально-музыкальные жанры
Словарь музыканта: основные понятия
Чуть более подробно о некоторых музыкальных терминах
О балетных па - коротко о главном
Что такое опера и "как её поют"?

0

2

Музыкальные темпы и характеристики исполнения

Темпы:
Очень медленные:
Largo (ларго) – широко
Lento (ленто) – протяжно
Adagio (адажио) – медленно
Grave (граве) – тяжело, важно

Медленные:
Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo
Andante (анданте) – не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) – сдержано

Умеренные:
Moderato (модерато) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro

Быстрые:
Allegro (аллегро) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro

Очень быстрые:
Allegro (аллегро) – скоро
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) – живее
Presto (престо) – очень скоро

Дополнительные слова к обозначениям темпов:
Pui mosso (пйу моссо) – боле подвижно
Meno mosso (мено моссо) – менее подвижно
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Molto (мольто) – очень
Assai (ассаи) – весьма, очень
Con moto (кон мотто) – с подвижностью
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Ritenuto (ритенуто) – сдерживая
Rinerdando (ритердаедо) – запаздывая
Rallentando (раллентандо) – замедляя

Изменение темпа
accelerando — ускоряя
stringendo (стринджендо)— ускоряя
stretto (стретто) — ускоряя | сжимая, сокращая
ritenuto (ритенуто) — замедляя, задерживая
ritardando (ритардандо) — замедляя, задерживая
rallentando (раллентандо) — замедляя, задерживая
allengordo — расширяя, замедляя

Восстановление первоначального темпа
tempo primo — первоначальный темп
tempo I — первоначальный темп
a tempo — в прежнем темпе
L’is tesso tempo — тот же темп

Свободное управление темпом
tempo rubato — свободный темп (дословно "красть время")
ad libitum — по желанию

Постоянные динамические оттенки
forte fortissimo (динамика)|forte fortissimo (fff) - более громко, чем fortissimo;
fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко;
forte [фо́ртэ] (f) — сильно, громко;
mezzo forte [меццо фо́ртэ] (mf) — довольно громко;
mezzo piano [меццо пиано] (mp) — довольно тихо;
piano [пиано] (p) — слабо, тихо;
pianissimo [пиани́ссимо] (pp) — очень тихо;

Характеристика изменения оттенка
сфорцандо — напрягая силы, внезапно усиливая громкость;
крещендо — постепенно усиливая;
диминуендо — постепенно затихая;

Дополнительные термины
subito — внезапная смена динамического оттенка.

Обозначения характера исполнения:
Abbandono (аббандоно) – удручённо, подавленно
Abbandonamento (аббандономенто) – удручённо, подавленно
Accarezzevole (аккфрэццэволе) – ласково
Affettuose (аффетуозо) – сердечно
Agitato (аджитато) – возбужденно, взволнованно
Amabile (амабиле) – приятно
Alla… (алля) – в стиле, в духе
Alla Marcia (алля марчья) – в духе марша
Alla polacca (алля полякка) – в духе польки
Amoroso (аморозо) – любовно
Animato (анимато) – воодушевлённо, оживлённо
Appassionato (аппассьёнато) – страстно
Ardente (арденте) – с жаром
Brillante (бриллянте) – блестяще
Buffo (буффо) – комически
Burlesco (бурлэско) – комически
Cantabile (кантабилэ) – певуче
Capriccioso (каприччьозе) – капризно
Con amore (кон аморэ) – с любовью, любовно
Con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
Con bravura (кон бравура) – с блеском
Con brio (кон брио) – с жаром
Con calore (кон калоре) – с жаром
Con dolcezza (кон дольчэцца) – с нежностью, мягко
Con dolore (кон долоре) – с грустью
Con espressione (кон эспрессьёне) – с выражением
Con forza (кон форца) – с силой
Con fuoco (кон фущко) – с огнём
Con grazia (кон грацья) – с с грацией
Con malinconia (кон малинкониа) – меланхолично
Con moto (кон мото) – с движением
Con passione (кон пассьёне) – со страстью
Con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
Con tenerezza (кон тэнэрэцца) – с нежностью
Con vigore (кон вигорэ) – с мужествои
Deciso (дечизо) – решительно
Dolce (дольчэ) – мягко, нежно
Dolcissimo (дольчиссимо) – очень мягко, очень нежно
Dolente (долэнте) – грустно, жалобно
Doloroso (долорозо) – грустно, жалобно
Elegante (элегантэ) – изящно, красиво
Elegiaso (эледжьако) – грустно, жалобно
Energico (енергико) – энергично
Eroico (эроико) – героически
Espressivo (эспрэссиво) – выразительно
Flebile (флебилэ) – жалобно
Forece (фэрэчэ) – дико
Festivo (фэстиво) – празднично
Fiero (фьеро) – дико
Fresco (фреско) – свежо
Funebre (фунебрэ) – похоронно
Furioso (фурьозо) – бешено
Giocoso (джьокозо) – шутливо, игриво
Gioioso (джьойозе) – радостно, весело
Grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
Grazioso (грацьёзо) – грациозно
Guerriero (гуэрьёзо) – воинственно
Imperioso (импэрьёзо) – повелительно
Impetuoso (импэтуозо) – стремительно, бурно
Innocente (инночэнтэ) – невинно, просто
Lagrimoso (лагримозо) – плачевно
Languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
Lamentabile (ламэнтабилэ) – жалобно
Leggiero (лэджьэро) – легко
Leggierissimo (лэджьериссимо) – очень легко
Lugubre (люгубрэ) – мрачно
Lusingando (люзингандо) – льстиво
Maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
Malinconico (малинконико) – меланхолично
Marcato (маркато) – подчёркивая
Marciale (марцьалэ) – маршеобразно
Marziale (марцьале) – воинственно
Mesto (мэсто) – печально
Morendo (морэндо) – замирая
Parlando (парляндо) – говоря
Pastorale (пасторалэ) – пастушески
Patetico (патэтико) – страстно
Pesante (пезантэ) – грузно, тяжело
Piangendo (пьянджэнто) – плачевно
Pomroso (помпозо) – великолепно, помпезно
Quieto (кьиэто) – спокойно
Recitando (рэчитандо) – рассказывая
Religioso (рэлиджиозо) – благоговейно
Rigiriso (ригорозо) – строго, точно
Risoluto (ризолюто) – решительно
Rubato (рубато) – свободное исполнение без точного соблюдения темпа
Rystico (рустико) – в сельском духе
Scherzando (скэрцандо) – шутливо
Scherzoso (скерцозо) – шутливо
Semplice (сэмпличе) – просто
Sensibile (сэнсибиле) – чувствительно
Serioso (сэрьозо) – серьезно
Saove (саовэ) – приветливо
Sonore (сонорэ) – звучно
Spianato (спьянато) – с простотой
Spirituoso (спиритуозо) – одухотворённо, одушевлённо
Strepituoso (стрэпитуозо) – шумно, бурно
Teneramendo (тэнэрамэндо) – нежно
Tranquillo (транкуйлле) – спокойно
Vigiriso (вигорозо) – сильно, бодро

По материалам Википедии и сайта http://mus-info.ru/

Полезные ссылки:
Музыкальная нотация
Музыкальные темпы в порядке ускорения

0

3

Словарь музыканта: вокально-музыкальные жанры
    АРИОЗО — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
    АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
    БАЛЛАДА — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
    БАЛЕТ — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
    БАЛЕТМЕЙСТЕР — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
    БЫЛИНА — русская народная эпическая песня-сказание.
    ВОДЕВИЛЬ — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
    ГИМН — торжественная песня.
    ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.
    ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
    КАНТ — род бытовой многоголосной песни.
    КАНТАТА — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
    КАНТИЛЕНА — напевная, плавная мелодия.
    КАПРИЧЧО — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
    КОНЦЕРТ — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
    МАДРИГАЛ — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в XIV—XVI вв.
    МАРШ — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
    НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
    ОДА — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.
    ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
    ОПЕРЕТТА — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.
    ОРАТОРИЯ — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
    ПЕСНЯ — стихотворное произведение, предназначенное для пения. Ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.
    ПЬЕСА — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
    РАПСОДИЯ — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.
    РЕКВИЕМ — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
    РОМАНС — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
    РОНДО — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.
    СЕРЕНАДА — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
    СИМФОНИЯ — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
    СОЗВУЧИЕ — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.
    СОНАТА — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
    СОНАТИНА — маленькая соната.
    СЮИТА — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
    ТОККАТА — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
    ТОН — звук определенной высоты.
    ТУШ — краткое музыкальное приветствие.
    ФАНТАЗИЯ — музыкальная пьеса свободной формы.
    ФУГА — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.
    ЭЛЕГИЯ — музыкальная пьеса печального характера.
    ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

0

4

Словарь музыканта: основные понятия
    АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
    АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
    АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
    АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
    АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
    АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
    АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.
    АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
    АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
    АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
    АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
    АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
    БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
    БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
    ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
    ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
    ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
    ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
    ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
    ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.
    ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
    ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
    ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
    ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
    ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
    ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.
    ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
    ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
    ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
    ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.
    ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.
    ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
    ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
    ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
    ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
    ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
    ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
    КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
    КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
    КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
    КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
    КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
    КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
    КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.
    КОНТРАПУНКТ — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония).
    КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
    ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
    ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
    ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
    МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
    МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
    МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
    МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.
    МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
    МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.
    МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.
    МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
    НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
    ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
    ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.
    ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
    ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
    ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
    ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
    ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
    ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
    ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
    ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
    ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
    ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
    РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
    РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.
    СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
    СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
    СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
    СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
    СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
    СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
    СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
    ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.
    ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
    ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
    ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
    ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
    ТОНИКА — основная ступень лада.
    ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
    ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
    УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
    УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
    УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
    ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.
    ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.
    ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
    ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.
    ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
    ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
    ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
    ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

0

5

Чуть более подробно о некоторых музыкальных терминах

Вариации, один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются «тема с вариациями» или «вариации на тему». Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна). Средства варьирования темы разнообразны, среди них – мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония). Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.

Гармония, в музыке – одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов – в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах – контрапунктическое.
Простейшая форма гармонического аккомпанемента – аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. «разложенные» аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше).

Контрапункт - искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт». При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле. Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый – «нота против ноты» (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап – в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным.

Мелодия, в широком музыкальном смысле – осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики – пространственную (высотность) и временную (ритм). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в том, что слушатель воспринимает не просто отдельные интервалы, а линию, т.е. организованное целое, а не сумму единиц. Мелодический (интонационный) элемент есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Оставляя в стороне принципиально важные вопросы звукорядов и ритмических формул, лежащих в основе того или иного типа мелодии, можно выделить три подхода к мелодическому элементу. Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония). В полифонической музыке (расцвет которой приходится на 18 в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как «горизонтальные», нежели «вертикальные» созвучия.

Оратория - крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой.

Оркестровка, инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания. Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях.

Симфония - музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Итальянские композиторы 17 в. часто обозначали словом «симфония» (sinfonia) инструментальные вступления к опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям «прелюдия» или «увертюра». Слушателям 18 в. нравились оркестровые пьесы в нескольких частях с разными темпами, которые исполнялись как в домашних собраниях, так и в публичных концертах. Утратив функцию вступления, симфония развилась в самостоятельное оркестровое произведение, обычно в трех частях («быстро – медленно – быстро»). Использовав черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, ряд композиторов и прежде всего Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии – трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений.  Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций; лирическое начало, идущее от оперного вокального письма, проникает в темы медленных частей, разделов трио в третьих частях и в побочные темы других частей. Иные мотивы оперного происхождения (октавные скачки, повторения звуков, гаммообразные пассажи) становятся тематической основой быстрых частей. Симфонии Гайдна отличаются остроумием, изобретательностью тематического развития, оригинальностью фразировки, инструментовки, фактуры и тематизма; симфонии Моцарта отмечены богатством мелодики, пластичностью, изяществом гармонии и мастерским контрапунктом. Превосходный образец классической симфонии конца 18 в. – симфония № 41 Моцарта (К. 551, до мажор (1788), известная под названием Юпитер. Ее партитура включает флейту, два гобоя, два фагота, две валторны, две трубы, литавры и группу струнных (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы).

Соната, музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине 18 в. Соната конца 18 в., состоящая из нескольких частей в контрастных темпах, впитала в себя разные формы инструментальной музыки эпохи барокко; особенно это касается инструментальной танцевальной сюиты, откуда классическая соната позаимствовала менуэт и рондо. Параллельное развитие камерных и оркестровых жанров оказало существенное влияние на их формальную структуру: так, классический квартет можно считать сонатой для четырех инструментов, классический концерт – сонатой для солирующего инструмента с оркестром. Слово «соната» теперь применялось ограниченно, а именно к музыке для завоевывавшего все большую популярность фортепиано и для других солирующих инструментов (с аккомпанементом или без него).

По материалам сайта http://www.midiclassic.com/

0

6

О балетных па - коротко о главном
Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .
Экзерсис у опоры или на середине -Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене ) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.
1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».
2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.
4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
7.rond dejamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
8.rond de jamb en l'air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе,круговое движение внутрь.
11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.
14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
16.double- (дубль)- «двойной», • battement tendu - двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper - двойной удар.
17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
18.relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.
19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
22.attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.
23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.
24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок ,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.
28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой , правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
29.balance-(балансе) - «покачивание»,маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.
30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.
32.temps lie-(тан лие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.
33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Полезные ссылки
Продолжение см. здесь
Общая балетная терминология

0

7

Что такое опера и "как её поют"?
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — Либретто*

Либретто*

Либретто — литературная основа большого вокального (но не только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты.
Либретто пишется, как правило, в стихах. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение. В некоторых случаях автором либретто становится сам композитор, — наиболее значителен в этом отношении пример Рихарда Вагнера.
В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

Разновидности оперы

— большая опера (направление в оперном искусстве, возникшее в Париже после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и cменившее лирическую трагедию (Tragédie lyrique) в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века)
— полукомическая
— комическая опера
— романтическая опера (музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет. Романтизм в музыкальной области сказался позднее, чем в литературе — в 20-х годах XIX столетия. Сюжеты таких опер обычно наполнены романтизмом, лирикой, проникновенностью к человеческой душе, с той целью, чтобы пробудить в человеке, казалось бы, уже уснувшие чувства: нежность, ласка, любовь, чистота)

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

— Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива в разных его вариантах входят: солист, хор, оркестр, орган.
Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).

Разновидности голосов

Сопрано — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы. Диапазон колоратурного сопрано, самой высокой разновидности сопрано, может достигать фа — ля третьей октавы.
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано:
— драматическое сопрано
— лирико-драматическое сопрано
— лирическое сопрано
— лирико-колоратурное сопрано
— колоратурное сопрано

Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развернутая, классификация.
Меццо-сопрано — женский певческий голос с рабочим диапазоном от «ля» малой октавы до «ля» второй октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто.
Контральто — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: ми малой октавы — фа второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.
Контратенор — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «до» малой октавы до «ми» второй. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.
Тенор — высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: до малой — до второй октавы.
Разновидности:
— тенор-альтино
— лирический тенор
— лирико-драматический тенор
— характерный или меццо-характерный тенор
— драматический тенор

Тенор-альтино обладает звонкими высокими нотами, способный достигать ми-соль второй октавы. Звучит прозрачно, легко. Обычно этот голос не бывает особенно сильным.
Лирический тенор — мягкий по тембру, нежный, женственный.
Лирико-драматический тенор исполняет партии широкого диапазона как лирические, так и драматические. Однако по силе звука и драматизму уступает чисто драматическому голосу.
Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, призванный выражать самые сильные драматические ситуации.
Характерный тенор — голос своеобразного тембра, предназначенный для исполнения небольших «специфических» партий, содержащих ряд островыразительных, «характерных» штрихов.

Баритон — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором.
Бас — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Самый низкий мужской голос - бас-профундо.

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т.д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс.

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Взято с сайта Призрак оперы. Всё о легенде.

0


Вы здесь » La Francophonie: un peu de Paradis » Афиша » Музыкальная справка